Чтобы раскрыть верное выражение характера партии, а также выявить соответствующий тембр звука нужно правильно и равномерно распределить аппликатуру.
Аппликатура помогает определить регистровые соотношения в мелодии.
Для гитар аппликатура мелодии на разных струнах даст разный тембр. Порой всю мелодию нужно разделить на струны и задавать тембр в определённый момент времени.
Можно разбить мелодию лишь на две струны или на три, но использовать мелодию в зависимости от толщины струны.
Аппликатура также во многом индивидуальна, потому что она подбирается под конкретную технику, постановку руки, силу пальцев, растяжку.
Сложность игры в группе по одной аппликатуре в том и состоит. Нужно играть в неудобном положении и позиции, только потому, что коллектив должен звучать как можно более однородно. Вступление, паузы, дыхание - всё должно быть подчинено единству и однообразию.
Например, трио гитар, которые исполняют простую одноголосную мелодию в три тембра, могут позволить себе разные расположения и выбор струн. И только в том случае, когда на инструментах установлены один и те же струны, выше указанный приём недопустим.
Единственный, и очень спорный момент, это аппликатура с растяжкой пальцев. Есть вероятность, что менее подготовленный гитарист будет играть высокие ноты немного приглушённо из-за неполного прижатия и напряжения, и поэтому, в группе очень неплохо бы писать аппликатуру суженного формата.
ПереходыПереходы из одной позиции в другую также нужно учесть при составлении аппликатуры.
Важно запомнить:
Составляйте аппликатуру с переходами в позиции только на длинных нотах. Короткие ноты требуют хорошей техники прижима и слепой ориентации на грифе.
Так как, если один музыкант переносит руку в одно время, другой - в другое, то здесь также может возникнуть конфликт и микрозадержка.
Сам по себе перенос позиции будет осуществляться плавно, если продумать промежуточные ноты. Их нужно учесть как в одиночной игре, так и в групповом исполнении.
Небольшой пример (трио гитар):
Так, если 1-й гитарист играет ход фа - до на первой струне (от 1 к 8 ладу), то даже в этом случае целесообразно использовать промежуточный звук ля (5 лад) и установить на него указательный ведущий палец, а затем сыграть до.
В этот момент, 2-й гитарист играет тот же ход, но на второй струне (от 6 к 13 ладу) и у него проходящим также будет ля (10 лад).
И, наконец, 3-й гитарист играет тоже самое, но на третьей струне (от 10 к 17 ладу) и не забывает о вспомогательном звуке ля (14 лад).
В этом случае три гитариста создадут уникальный тембр одноголосной мелодии.
Создайте органичную аппликатуру для Вашего коллектива!