Для того, чтобы в Вашем коллективе была предельная ансамблевая точность, нужно добиваться единого ощущения каждым музыкантом метрического рисунка.
Такие формы как нота с точкой вызывают бОльшую сложность не только для одиночных исполнителей, но и для коллектива в целом. Решается эта задача проигрыванием выше указанной длительности с опорой на ритм-секцию, и в общем, на фактуру произведения.
Просто потому, что все мы чувствуем временную длительность по-разному, поэтому следует использовать сетку ритмической фактуры. Она создаёт константу ощущений длительности и делает её одинаковым для всех.
Длинные ноты с точкой теперь понятны как исполнять. Но что же делать, если нота с точкой очень короткая?!
Правило из музыкальной школы:
Любая нота, вне зависимости от её длительности, должна быть "пропета" или протянута.Значит, нужно тянуть даже коротенькую ноту, а на переход оставлять лишь миллисекунды, что требует определённой натренированной техники.
Сложнее в разы исполнять короткую ноту на фоне синкоп. В этом случае попросите музыканта исполняющего синкопированный фон или аккомпанемент, нарочито выделять сильные доли и на время «стирать» лигу. После нескольких совместных прогонов можно «вернуть» лигу на место, и Вы почувствуете, при этом, приятный тандем от слияния правильно построенного баланса звуков.
Ещё один момент это перехват/продолжение игры пассажей или гаммообразных ходов. Чтобы присоединение Вашего инструмента слушатели не смогли спутать со вступлением, нужно очень чутко следить за движением динамики партнёра по группе.
Мало того, что Вы обязаны чувствовать темп и вливаться в ритм, Вам ещё очень важно даже иметь одно дыхание с ним. Нужно войти в тембр предыдущего отрывка, даже если Вы играете не на схожем инструменте, а предыдущий музыкант освободит Вам дорогу, сделает некоторую подготовку, или, выражаясь нашим языком - перетяжку (плавное перетаскивать звук со своего инструмента на другой). Второй музыкант, вначале потихоньку, не форсируя, как бы немного скромно, но в то же время достаточно уверенно, создаёт своё движение музыки. Это движение должно быть похоже на ручеек, который бежит, стремится слиться с истоком сильной и могучей реки, имя которой - ансамбль.
Для отработки этого сложнейшего приёма (такие вещи выполняют только в академической музыке, но я желаю, чтобы побольше таких красивых техник переходило постепенно и в эстрадную музыку) необходимо первому музыканту заканчивать свою игру на первой ноте следующего, принимающего движение музыканта. При этом первый музыкант исполняет эту ноту так тихо, чтобы это не было услышано и воспринято не правильно. Только на репетиции возможен такой приём. Постарайтесь на выступлении перед публикой уже выработать автоматизм.
Ещё затронем игру двух электрогитар в разных ритмоформах.
Две гитары, которые играют одинаковый рифф. Естественно, что с небольшой разницей в ритме (а иначе не зачем запускать две гитары, играющие одинаково, разве только для громкости, но и для этих целей сегодня придуманные много разных методик).
Пусть одна гитара будет исполнять восьмые, а другая - четверти. Темп 100 единиц в минуту. В этом случае нужно строго определить, кто главный? Какая партия в данный момент будет считаться ведущей, а какая вспомогательной?
В нашем примере гитара №1 ведущая (играет восьмые). Тогда гитара №2 исполняет четверти тише и мягче, не взирая на статус длительности.
И в обратном случае, гитара №2 ведущая (играет четверти) должна хорошо выделяться на фоне гитара №1, которая играет восьмушечки. Эти восьмые должны быть не громкими, но точными, отрывистыми.
Про вступление нужно поговорить отдельно.
Мы все знаем, что есть такой термин как затакт (это такое маленькое вступление самого вступления). И в группе этот приём тренируется очень легко, так как обычно затакт проигрывается одним инструментом. Затем вступают все остальные.
А что делать если произведение начинается со слова tutti?! Tutti - играем все вместе, сразу. Тут нам на помощь приходит такое понятие, как auftakt. По своей сути это такой же затакт, но в тишине. Используют его в основном дирижёры и большие профессиональные оркестры.
А чтобы и нам не позаимствовать этот ауфтакт в нашей музыке?
Роль такого дирижёра будет исполнять любой музыкант Вашей группы, который всем своим видом будет показывать взятие дыхания любым удобным жестом. Если Вы смотрите друг на друга при игре, то это может быть просто взгляд "око в око". Если нет, то это может быть характерный для каждого музыканта свой жест. Смысл в том, что именно такой знак даст Вашему коллективу понять, когда и как вступать.
К примеру, если вступление тихое и плавное, такой же и должен быть жест (это может быть вальс, танец, романс). Если резкое, громкое или даже взрывное, то и движение или взгляд, тоже должен быть энергичным (рок, панк-рок, джаз).
И здесь, думаю, стоит поставить "точку". Слишком много информации за раз это не есть хорошо.
Я завершаю цикл работы с произведением. Возьмите на заметку посты с аналогичным названием, внесите поправки в репетиции, и Ваш коллектив станет лучшим!
Желаю профессионального и выразительного исполнения!