То, как мы представляем себе музыкальное произведение, может напрямую повлиять на соразмерность и рельефность динамики. В своём многообразии наша интерпретация способна как раскрыть потенциал сочинения, так и оскудить её.
Там, где автор требует одного динамического оттенка мы заменяем на свой. Это происходит по многим факторам: разные инструменты, разные регистры, разная техника, разное восприятие громкости.
В группе следует придерживаться правила основного инструмента в линии. Этот инструмент может быть как основой, так и другим голосом в аккорде или аккордовой фактуре (вертикаль); может также вести контрапункт, либо интервальный фон (горизонталь). И в том, и в другом случае, важно работать над динамикой отдельного инструмента или даже отдельного участка в партии.
Когда несколько инструментов исполняют один и тот же музыкальный материал, то здесь нужно соблюсти баланс между самым тихим и самым громким звуком. По традиции, тот инструмент, который занимает главную роль, играет свою партию громко и находится "ближе" к слушателю. Самый тихий инструмент в этот момент почти «растворяется в дали».
Предположим, мы играем на двух гитарах не подключенных (акустики и классике).
Два гитариста исполняют одну мелодию (не будем брать более сложные варианты, такие как гомофонно-гармонический).
Мелодия акустика будет сильно отличаться от мелодии классика. Здесь даже я не беру в расчёт разную технику и манеру игры. Просто из-за материала струн уже можно слышать существенные различия. У одного металлические струны, которые придают блеск мелодии, а у другого нейлоновые, их звук насыщается пространством. При одинаковом регистре обе гитары будут звучать по-разному. Металл громче и ярче, нейлон - тише, но насыщенней.
Теперь перед нами стоит задача показать тот сливающийся тембр, который будет оптимальным для инструментов. В этом случае нейлон должен звучать чуть громче, а металл поддерживать его и воспроизводить звук на два нюанса тише. Т.е. нейлон играет mf меццо форте, а металл - pp, пианиссимо. Другой вариант: если металл должен быть первым в картине звука, то его динамика mf меццо форте должна сочетаться с нейлоном в p, пиано (на два нюанса громче).
Нужно понять, что когда Вы играете один, то выбор динамики может падать на собственные предпочтения. Игра же в коллективе требует от Вас и от Ваших коллег согласованности.
Нет, и никогда не будет одной общей для всей музыки динамики. Вообще, громко (forte) в одном произведении это совсем не значит то же самое громко в другом. В каждом музыкальном сочинении есть своя динамика. В одном ppp пиано пианиссимо можно сравнить с mf меццо форте в другом.
Следующим постом подведём итог всему циклу работы над произведением.
Владея динамикой - владеешь инструментом!