Чтобы понять, как соотносить звуки (балансировать), нужно уметь выделить основную мысль в произведении. Также следует уделить внимание балансу между инструментами.
Различают два вида баланса:
Перед началом репетиций, первое, это убедиться, что все инструменты отстроены и настроены. Один строй для всех инструментов (по возможности и ударных). Переходить к групповому музицированию можно только тогда, когда одиночная партия каждого музыканта выучена и отрепетирована.
Так как несколько голосов обычному слушателю сложно воспринимать, то эта функция ложиться на исполнителей, которые должны всегда выделять основную идею в разные периоды времени. Выделение достигается с помощью динамики, темпа и ритма, где-то и агогики (незначительное их изменение), также тембра.
По простому:
обдумайте кто и где, и почему, будет играть громче, характерно, может даже агрессивно, а самое главное ДЛЯ ЧЕГО! Выясните и определите, в какой структуре движется произведение и затем обсудите с музыкантами, что выдвигать на первый план: фон, соло или ритм.
Мелодия будет всегда иметь тематическое отклонение и нужно очень правильно определить какой инструмент и музыкант способен показать её.
А что касается басовой линии, то неплохо отдать её гармоническому строению (аккорды, интервалы). Основа и база на которой строится мелодия. Конечно, чаще всего гармонию поддерживает бас и ритм - гитара, но бывает так, что намного полезней и целесообразней взять мелодическую линию басу, а фон отдать на длительные соло.
Если чуть подробней поговорить о басовых нотах, то они придают многомерность нашему произведению, мощный объём. Я сам питаю некую страсть больше к партиям баса и даю этому инструменту в своих песнях намного больше простора по сравнению с другими инструментами.
Да, низкий регистр создаёт фундамент, но иногда лучше создать для баса равноправное участие с другими инструментами.
Но не стоит забывать о мелодии, ведь бывает так что бас-гитариста не остановить, а порой и не заглушить, так он пытается вылезти из общего плана.
Здесь на помощь приходит адекватность и хороший гармонический слух. «Выпирать» на фоне мелодии басу не пристало. В этом случае лучше скромно уйти из вида, чтобы потом, в ответственный момент выдвинуться вперёд и показать всю красоту и глубину басовых нот.
Функция мелодии ясна нам ещё с музыкальной школы, басы понимаем где лучше использовать и как. А что делать с серединкой?)
Да, естественно, серединка это тот самый незаметный для слуха начинающего музыканта звук. Напомню, вначале человек слышит в многомерной музыке только высокие звуки (мелодию), затем, потренировав свой слух, начинает ощущать плотные басы, а вот аккомпанемент слышит в последнюю очередь, тем самым создаётся вся картина.
Аккомпанемент, какой бы он ни был, нужно играть чуть тише мелодии, без скачков и провалов по звуку. И это, музыканты, я Вам скажу, оооочень сложно. Каждый раз звук то улетает, то исчезает, а вот стабильности добиться не легко. Но всё же тренируйтесь, и вскоре, даже небольшое произведение будет звучать по-иному.
Также, не будем забывать, что середина (аккомпанемент) вбирает в себя как подголоски мелодии, так и гармонические обороты, помогающие басу. Тем самым всё связано воедино и должно быть в балансе.
Баланса в жизни, баланса в музыке!