Исполнение четырёх видов. Легато, нон легато, нон стаккато и стаккато.
Legato - плавное соединение звуков.
Non legato - несвязное соединение.
Non staccato - плотное соединение
Staccato - отрывистый штрих.
Эти штрихи связывают музыку определённым смыслом. Штрихи помогают понять музыкальную речь, они начинают менять смысл музыки.
Если Вы разбираете произведения и оставляете штрихи на потом, то это во многом может говорить о несоответствии задумки автора и Вашим исполнением. Поэтому всегда изучайте нотный материал вместе со штрихами. Это придаст Вашим репетициям смысл, а не просто заучивание нот.
Приступим к изучению штрихов в группе.
LEGATO (атака-мягкая, продолжение-протяженное, окончание-переходящее)
Совместное исполнение легато требует внутренней напряженности. Не зависимо от инструмента и приёма звукоизвлечения, легато выполняется крайне трудно.
Часто в нотах одного инструмента прописана длительность легато четверть, но при медленном темпе она превращается даже в целую. Многие инструменты не в силах "удержать" такую длительность, не говоря уже о лигированных фразах и аккордах. В этом случае часто прибегают либо к раздвоению партий либо к её дублированию.
Раздвоение партий - два одинаковых инструмента, но партии разные - помогает один инструмент разбить на двоих музыкантов и тем увеличить длительность.
Дублирование партий - два разных инструмента, но партий одинаковая - помогает выйти за пределы тембра одного инструмента и соединить их в единый тембр.
Также легато может как растягиваться на период или фразу (фразировочное), так и сужаться до одной ноты (артикуляционное)
NON LEGATO (атака-мягкая, продолжение-протяженное, окончание-затухающее)
Этот штрих самый лёгкий, поэтому он встречается в игре начинающих группах. Можно сказать, что играя вместе коллектив играет все ноты только в нон легато. Исполнение нон легато требует от музыканта разделения и обособления от нон стаккато. Ведь при приёме в нон легато нужно почувствовать окончание ноты и слегка приглушить её перед вступлением другой.
Кардинальная разница с нон стаккато, где атака звука острая, но протяжённость середины звука дольше.
NON STACCATO (атака-твёрдая, продолжение-угасающее, окончание-отрывистое)
Сложное исполнение в одиночном варианте, ещё более сложное в составе группы.
Чем оно осложнено?
Мало того, что нужно играть при твёрдой атаке с угасанием (это тоже требует немалых репетиционных усилий), так ещё и подхватывать партнёров при окончании звука так, чтобы не смазать переход и не превратить его в нон легато, что не допустимо.
STACCATO (атака-твёрдая, продолжение-короткое, окончание-резкое)
На первый взгляд сыграть стаккато не представляет трудности, но стоит рассмотреть этот штрих более подробней.
При сочетании твёрдой атаки и резкого, - можно сказать, оборванного, хвоста, - происходят некоторые трудности игры. Нужно сыграть вначале сильно, резко, агрессивно и в тот же момент проследить середину звука, а затем окончание выполнить ровно также как и вступление.
Я даже иногда привожу пример оперных певцов, которые берут резко ноту, чуть-чуть, еле заметно, протягивают её в миллисекунды, а затем обрывают, с характерным выдохом в конце. Это и есть правильно выполнено стаккато.
На инструментах в том месте где хоть немного есть движение ноты, тут же должны поддерживать другие инструменты.
Начало игры в стаккато удаётся всем, а вот середина и конец чаще всего с послезвучием.
Если Ваша группа с лёгкостью играет в одном штрихе, и не "слетает" на другие, то второй уровень, это разбить партии на штрихи и играть одновременно с разными штрихами.
Про это в других постах и циклах, посвящённых профессиональной игре в группе.
Я желаю Вам и Вашей группе уделять особо сильное внимание штрихам, которые меняют музыку!