Вход   Регистрация

музыкальная социальная сеть

4 стадии развития музыкального слуха

У всех у нас есть музыкальный слух. Он отвечает за распознавание, ощущение и восприятия музыки. Все мы проходим эти три этапы по мере эстетического и простого взросления.

Наши рецепторы научаются определять источник звука уже в маленьком возрасте. В начале мы слышим шум, и плохо различаем отдельные звуки, затем звуки становятся чище и яснее, но откуда они идут мы можем только догадываться. Только по прошествии долгого времени мы начинаем определять направление и источник звука. Это происходит, когда мы, услышав какой то мотив, можем его повторить безошибочно "про себя", но вслух пока возникают трудности. 

Но этого мало для настоящего впитывания и понимания музыки. Поэтому природа распорядилась так, чтобы мы после первой встречи со звуком, учились распознавать и отличать шумовые звуки от музыкальных. Вот здесь я хотел бы остановиться и поподробней объяснить какие же стадии проходит слух человека при осознании музыки. 

Первая стадия (до 3 месяцев жизни)

Назовем её сенсомоторной. Она является основной для любого человека. Она присутствует у всех людей. Данная стадия формирует и приспосабливает нас к окружающим звукам в целом. Представьте что мы как бы настраиваемся на жизнь в этом мире как музыкальный инструмент с помощью камертона. 

Этой стадии характерны такие черты как:

  • безразличного, положительного или отрицательного отношения к звукам.
  • замирание при появлении неизвестного звука
  • опасность в виду того, что неизвестный звук иногда пугает, предупреждает или настораживает

Вторая стадия перцептивная (до 6 месяцев жизни) 

На этой ступени развития слуха мы используем двигательную активность (как зрительную. так и общефизиологическую) и уже можем проследить и найти источник звука. На этом этапе проявляется первая предрасположенность человека к определённым жанрам музыки и это зависит от взрослых, воспитывающих музыкальный слух детей. Эта тоже присуща ступень для всех людей.

Её черты:

  • повышается качество восприятия не только звуков, но и простейших музыкальных элементов и форм (таких как колыбельная)
  • возможность различать тембры, ритмические разницы, громкость и даже в некоторых случаях ладовые признаки.
  • отделение фона от мелодии (например: игра музыкального инструмента и одновременно голоса человека)
  • появляются эмоции (если ребёнку нравится музыка он улыбается, смеётся, если нет - плачет)
  • при прослушивании у ребёнка появляются эмоциональные образы, ассоциации с предметами в жизни с музыкальными мотивами.

Третья стадия. стадия эстетических моделей

На этой стадии останавливается большинство людей. Очень важно здесь набираться опыта и повышать сложность музыки в целом. 

Её черты:

  • идет запоминания коротких песен и мотивов, укрепляется связь с жанром музыки.
  • понемногу происходит накопление музыкальной базы и определение понравившихся мелодий или нет.
  • возможность сравнивать раньше услышанное и недавно, анализировать, сравнивать.

Четвёртая стадия. Эвристическая, творческая. 

Зрелая стадия не только восприятия музыки, но и её создание, понимание принципов композиции серьёзной и порой сложной для освоение музыки. На этой стадии тренируется слух посредством продолжения неизвестных мелодий или завершение на слух окончание её. Именно такой слух присутствует у детей, занимающихся в музыкальных школах или проявляющих интерес к музыке путем самообучения или копирования других. 
На этом этапе происходит разделение на три фазы: музыкальная одарённость - образованность - музыкальный опыт 

Её черты:

  • человек соучаствует в слушании музыки и её создании
  • предугадывание с поразительной похожестью в мелодиях.
  • раннее полученные представления о музыке теперь приобретают более осознанный вид
  • повышается оценка и интерпретация музыки
  • более глубокое понимание музыки, видение образов, смыслов и содержания.

Итак, можно подытожить и определить данные стадии как осознание настоящего, прошлого и будущего музыкального опыта. Так если вы хотите чтобы вы или Ваш ребенок стал более зрелым в восприятии музыки, начните с маленьких произведений. Маленькие произведения это небольшие отрезки музыки которые удобно запомнить услышать и воспроизвести здесь и сейчас. Более протяженные музыкальные произведения (песни эстрадного характера) легче прочувствовать когда за плечами уже есть небольшой базис "маленькой музыки". И наконец, будущее характеризуется предугадыванием музыки сложного порядка. 

Переход от эстрадной музыки к классической, симфонической или камерной требует серьёзной подготовки на простых произведениях. 

Используя весь спектр подготовки музыкального опыта, человек будет чувствовать себя полноценным гражданином, который способен проанализировать, интерпретировать, проследить движение и критиковать. Не принимать сырую музыку, дабы не засорять свой слух, и восхвалять настоящую музыку. 

Слушая только эстрадную музыку, мы можем потеряться при прослушивании классики или джазовой. Однобокое слушание не позволяет человеку развиваться и оставляет его в рамках примитивизма. 

Учите свой слух. Слушайте только лучшую музыку. 

Голос пробирающий до «мурашек»
Как выбрать наиболее выгодное помещение для репети...