Но этого мало для настоящего впитывания и понимания музыки. Поэтому природа распорядилась так, чтобы мы после первой встречи со звуком, учились
. Вот здесь я хотел бы остановиться и поподробней объяснить
Первая стадия (до 3 месяцев жизни)
Назовем её сенсомоторной. Она является основной для любого человека. Она присутствует у всех людей. Данная стадия формирует и приспосабливает нас к окружающим звукам в целом. Представьте что мы как бы настраиваемся на жизнь в этом мире как музыкальный инструмент с помощью камертона.
Этой стадии характерны такие черты как:
- безразличного, положительного или отрицательного отношения к звукам.
- замирание при появлении неизвестного звука
- опасность в виду того, что неизвестный звук иногда пугает, предупреждает или настораживает
Вторая стадия перцептивная (до 6 месяцев жизни)
На этой ступени развития слуха мы используем двигательную активность (как зрительную. так и общефизиологическую) и уже можем проследить и найти источник звука. На этом этапе проявляется первая предрасположенность человека к определённым жанрам музыки и это зависит от взрослых, воспитывающих музыкальный слух детей. Эта тоже присуща ступень для всех людей.
Её черты:
- повышается качество восприятия не только звуков, но и простейших музыкальных элементов и форм (таких как колыбельная)
- возможность различать тембры, ритмические разницы, громкость и даже в некоторых случаях ладовые признаки.
- отделение фона от мелодии (например: игра музыкального инструмента и одновременно голоса человека)
- появляются эмоции (если ребёнку нравится музыка он улыбается, смеётся, если нет - плачет)
- при прослушивании у ребёнка появляются эмоциональные образы, ассоциации с предметами в жизни с музыкальными мотивами.
Третья стадия. стадия эстетических моделей.
На этой стадии останавливается большинство людей. Очень важно здесь набираться опыта и повышать сложность музыки в целом.
Её черты:
- идет запоминания коротких песен и мотивов, укрепляется связь с жанром музыки.
- понемногу происходит накопление музыкальной базы и определение понравившихся мелодий или нет.
- возможность сравнивать раньше услышанное и недавно, анализировать, сравнивать.
Четвёртая стадия. Эвристическая, творческая.
Зрелая стадия не только восприятия музыки, но и её создание, понимание принципов композиции серьёзной и порой сложной для освоение музыки. На этой стадии тренируется слух посредством продолжения неизвестных мелодий или завершение на слух окончание её. Именно такой слух присутствует у детей, занимающихся в музыкальных школах или проявляющих интерес к музыке путем самообучения или копирования других.
На этом этапе происходит разделение на три фазы: музыкальная одарённость - образованность - музыкальный опыт
Её черты:
- человек соучаствует в слушании музыки и её создании
- предугадывание с поразительной похожестью в мелодиях.
- раннее полученные представления о музыке теперь приобретают более осознанный вид
- повышается оценка и интерпретация музыки
- более глубокое понимание музыки, видение образов, смыслов и содержания.
Итак, можно подытожить и определить данные стадии как осознание настоящего, прошлого и будущего музыкального опыта. Так если вы хотите чтобы вы или Ваш ребенок стал более зрелым в восприятии музыки, начните с маленьких произведений. Маленькие произведения это небольшие отрезки музыки которые удобно запомнить услышать и воспроизвести здесь и сейчас. Более протяженные музыкальные произведения (песни эстрадного характера) легче прочувствовать когда за плечами уже есть небольшой базис "маленькой музыки". И наконец, будущее характеризуется предугадыванием музыки сложного порядка.
Переход от эстрадной музыки к классической, симфонической или камерной требует серьёзной подготовки на простых произведениях.
Используя весь спектр подготовки музыкального опыта, человек будет чувствовать себя полноценным гражданином, который способен проанализировать, интерпретировать, проследить движение и критиковать. Не принимать сырую музыку, дабы не засорять свой слух, и восхвалять настоящую музыку.
Слушая только эстрадную музыку, мы можем потеряться при прослушивании классики или джазовой. Однобокое слушание не позволяет человеку развиваться и оставляет его в рамках примитивизма.
Учите свой слух. Слушайте только лучшую музыку.